Права и обязанности собственников
29.03.2020

Управление многоквартирным домом (МКД) должно обеспечивать благоприятные и  безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества дома (ОИ), решение вопросов пользования указанным ОИ, предоставление коммунальных услуг гражданам,  проживающим в МКД (ч.1 ст.161 ЖК РФ). Только собственники МОГУТ и ДОЛЖНЫ контролировать выполнение требований законодательства по управлению МКД.

ПРАВА СОБСТВЕННИКОВ

  1. Требовать обеспечения надлежащего содержания ОИ МКД, предусмотренного законодательством.
  2. Получать от ответственных лиц информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и/или выполненных работ, а также об объемах и качестве предоставленных коммунальных услуг (КУ).
  3. Проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы). В случае выявления фактов ненадлежащего исполнения работ и/или оказания услуг требовать составления подтверждающих документов (актов).

4.Требовать от УО  устранения выявленных дефектов и проверять их устранение.

  1. Требовать предоставления КУ в объеме и порядке, предусмотренном законодательством.
  2. Требовать перерасчета за некачественные КУ, ненадлежащее содержание и ремонт ОИ МКД в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.

ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ

  1. Содержать ОИ на собственные средства (п.28, 30 Правил № 491).
  2. Собственник жилого помещения обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания ОИ в МКД (ч.4 ст.30 ЖК РФ).
  3. Выбрать способ управления своим домом (ст.161 ЖК РФ). Реализовать его – выбрать УО и заключить с ней Договор управления или зарегистрировать ТСН/ТСЖ.
  4. Утвердить на общем собрании собственников перечень услуг и работ по содержанию ОИ в МКД, условия их оказания и выполнения и размер их финансирования (п.17 Правил № 491).
  5. В полной мере и в установленный срок производить плату за ЖКУ, в том числе за капремонт (ч.1 ст.153 ЖК РФ).
  6. Проводить ежегодное общее собрание собственников в течение 2-го квартала, если собственники не принимали иное решение (ч.1 ст.45 ЖК РФ).
  7. Оплатить расходы на установку Общедомовых приборов учета (ч.12 ст. 13 261-ФЗ).

Состав ОИ определяется собственниками помещений в МКД в целях выполнения обязанности по содержанию ОИ (п.1 Правил № 491).

ОБЯЗАННОСТИ  УО

  1. Содержать ОИ, проводить работы по текущему ремонту и предоставлять КУ собственникам помещений в МКД в соответствии с законодательством РФ.
  2. Выполнять стандарты управления МКД, установленные Правилами № 416, в том числе:

– вести претензионную и исковую работу в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и КУ;

– отчитываться перед собственниками помещений об исполнении обязательств по управлению МКД;

– раскрывать информацию о деятельности по управлению МКД в соответствии с Правилами №416;

– ежегодно направлять предложение собственникам с перечнем работ и услуг, с указанием ихобъемов, периодичности  и обоснованным расчетом  финансовых потребностей.

Перечень услуг и работ должен содержать: объемы, стоимость, – периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ; для подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом Перечня УО обязаны представить акт обследования технического состояния МКД, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях),  и при необходимости – заключения экспертных организаций; обеспечивать участие представителей собственников в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке; хранить, а также актуализировать и восстанавливать (при необходимости) техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом  документы. Оплата этих действий УК производится за средства собственников, если эти расходы не заложены в плату за «Содержание».

Если УК не направила собственникам предложение по перечню работ и услуг по управлению МКД, то она будет нести ответственность за ненадлежащее содержание ОИ, установленное законодательством.

Если собственники отказались  принять на общем собрании собственников предложение УК  – она не несет  ответственности  за решение собственников.

ОБРАЩЕНИЕ В УО:

ЗАПРОС НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ УО

Потребитель может запросить информацию следующими способами, указанными в п.35 Правил № 416:

  1. На основании письменного запроса, который подлежит регистрации в день его поступления с присвоением ему регистрационного номера и проставлением штампа организации (образец запроса есть на нашем сайте).
  2. На основании запроса в электронном виде на адрес электронной почты УО, ТСЖ, кооператива.
  3. Посредством ГИС ЖКХ.
  4. Высказан устно, в том числе, на приеме.

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в судебном порядке.

Если запрашиваемая Вами информация в полном объеме раскрыта УО на официальном сайте в сети Интернет, то Вы в ответ получите только адрес указанного сайта. Поэтому при необходимости в письменном запросе укажите, что у Вас нет доступа к Интернету. Тогда УО не сможет Вам отказать!

УО, ТСЖ, ЖК не обязаны предоставлять Вам копии запрашиваемых документов!

Законодательством не установлена обязанность УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК предоставлять собственникам помещений в МКД доступ к первичным учетным документам (договор, счет на оплату, акт выполненных работ, товарная накладная). Суды так же не обязывают предъявлять собственникам документы первичного учета.

УО, ТСЖ, ЖСК не обязаны показывать собственникам помещений в МКД: – сведения о движении денег по счетам; – ведомости по зарплате сотрудников; локальный сметный расчет на ремонт, сертификаты используемых материалов, договоры подряда.

В случае систематических нарушений Правил содержания общего имущества в МКД претензию следует адресовать руководителю УО. В этот же адрес первоначально надо обращаться в случае систематического невыполнения условий договора управления или неправильных начислений платы за ЖКУ.

Если эти обращения не принесли результата – обращайтесь в контролирующие органы!

Поделиться ссылкой: