Управление многоквартирным домом (МКД) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества дома (ОИ), решение вопросов пользования указанным ОИ, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД (ч.1 ст.161 ЖК РФ). Только собственники МОГУТ и ДОЛЖНЫ контролировать выполнение требований законодательства по управлению МКД.
ПРАВА СОБСТВЕННИКОВ
- Требовать обеспечения надлежащего содержания ОИ МКД, предусмотренного законодательством.
- Получать от ответственных лиц информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и/или выполненных работ, а также об объемах и качестве предоставленных коммунальных услуг (КУ).
- Проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы). В случае выявления фактов ненадлежащего исполнения работ и/или оказания услуг требовать составления подтверждающих документов (актов).
4.Требовать от УО устранения выявленных дефектов и проверять их устранение.
- Требовать предоставления КУ в объеме и порядке, предусмотренном законодательством.
- Требовать перерасчета за некачественные КУ, ненадлежащее содержание и ремонт ОИ МКД в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.
ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ
- Содержать ОИ на собственные средства (п.28, 30 Правил № 491).
- Собственник жилого помещения обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания ОИ в МКД (ч.4 ст.30 ЖК РФ).
- Выбрать способ управления своим домом (ст.161 ЖК РФ). Реализовать его – выбрать УО и заключить с ней Договор управления или зарегистрировать ТСН/ТСЖ.
- Утвердить на общем собрании собственников перечень услуг и работ по содержанию ОИ в МКД, условия их оказания и выполнения и размер их финансирования (п.17 Правил № 491).
- В полной мере и в установленный срок производить плату за ЖКУ, в том числе за капремонт (ч.1 ст.153 ЖК РФ).
- Проводить ежегодное общее собрание собственников в течение 2-го квартала, если собственники не принимали иное решение (ч.1 ст.45 ЖК РФ).
- Оплатить расходы на установку Общедомовых приборов учета (ч.12 ст. 13 261-ФЗ).
Состав ОИ определяется собственниками помещений в МКД в целях выполнения обязанности по содержанию ОИ (п.1 Правил № 491).
ОБЯЗАННОСТИ УО
- Содержать ОИ, проводить работы по текущему ремонту и предоставлять КУ собственникам помещений в МКД в соответствии с законодательством РФ.
- Выполнять стандарты управления МКД, установленные Правилами № 416, в том числе:
— вести претензионную и исковую работу в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и КУ;
— отчитываться перед собственниками помещений об исполнении обязательств по управлению МКД;
— раскрывать информацию о деятельности по управлению МКД в соответствии с Правилами №416;
— ежегодно направлять предложение собственникам с перечнем работ и услуг, с указанием ихобъемов, периодичности и обоснованным расчетом финансовых потребностей.
Перечень услуг и работ должен содержать: объемы, стоимость, — периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ; для подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом Перечня УО обязаны представить акт обследования технического состояния МКД, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости — заключения экспертных организаций; обеспечивать участие представителей собственников в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке; хранить, а также актуализировать и восстанавливать (при необходимости) техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы. Оплата этих действий УК производится за средства собственников, если эти расходы не заложены в плату за «Содержание».
Если УК не направила собственникам предложение по перечню работ и услуг по управлению МКД, то она будет нести ответственность за ненадлежащее содержание ОИ, установленное законодательством.
Если собственники отказались принять на общем собрании собственников предложение УК — она не несет ответственности за решение собственников.
ОБРАЩЕНИЕ В УО:
ЗАПРОС НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ УО
Потребитель может запросить информацию следующими способами, указанными в п.35 Правил № 416:
- На основании письменного запроса, который подлежит регистрации в день его поступления с присвоением ему регистрационного номера и проставлением штампа организации (образец запроса есть на нашем сайте).
- На основании запроса в электронном виде на адрес электронной почты УО, ТСЖ, кооператива.
- Посредством ГИС ЖКХ.
- Высказан устно, в том числе, на приеме.
Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в судебном порядке.
Если запрашиваемая Вами информация в полном объеме раскрыта УО на официальном сайте в сети Интернет, то Вы в ответ получите только адрес указанного сайта. Поэтому при необходимости в письменном запросе укажите, что у Вас нет доступа к Интернету. Тогда УО не сможет Вам отказать!
УО, ТСЖ, ЖК не обязаны предоставлять Вам копии запрашиваемых документов!
Законодательством не установлена обязанность УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК предоставлять собственникам помещений в МКД доступ к первичным учетным документам (договор, счет на оплату, акт выполненных работ, товарная накладная). Суды так же не обязывают предъявлять собственникам документы первичного учета.
УО, ТСЖ, ЖСК не обязаны показывать собственникам помещений в МКД: — сведения о движении денег по счетам; — ведомости по зарплате сотрудников; локальный сметный расчет на ремонт, сертификаты используемых материалов, договоры подряда.
В случае систематических нарушений Правил содержания общего имущества в МКД претензию следует адресовать руководителю УО. В этот же адрес первоначально надо обращаться в случае систематического невыполнения условий договора управления или неправильных начислений платы за ЖКУ.
Если эти обращения не принесли результата – обращайтесь в контролирующие органы!