Пенсионная реформа 2018: что нас ждет?
24.08.2018

Посмотрите вокруг себя на своих матерей, отцов, бабушек и дедушек. Они все являются людьми либо пенсионного, либо предпенсионного возраста. Все они выходцы из СССР и, соответственно, не имеют накопительного пенсионного счета, либо он совсем мал и не успел еще наполниться должным образом и объемом. Во времена СССР они работали на страну и были уверены в том, что когда они достигнут пенсионного возраста, то государство обеспечит их пенсионными выплатами в срок и в должном объеме в зависимости от стажа работы и даже учтет его сложность и нанесенный вред здоровью.  Но теперь мы молодое поколение готовим к новой системе – формированию пенсионных накоплений. И только через 30-40 лет мы полностью перейдем на новую систему выплаты пенсии.

Сегодня стандартный возраст выхода на пенсию в России составляет 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. Данный возраст был установлен законодательно еще в 1940-х годах, когда средняя продолжительность жизни была намного меньше. Вопрос о необходимости повысить пенсионный возраст обсуждается уже довольно давно. Необходимость его повышения обуславливается невозможностью обеспечить достойную пенсию в условиях, когда количество работающих в стране уменьшается, а число пенсионеров, напротив, растет. Сегодня в большинстве стран мира пенсионный возраст составляет 60-65 лет.

Особенно остро вопрос обстоит в г. Санкт-Петербурге, где уже сейчас по данным различных исследований население города состоит на одну треть из людей пожилого возраста, и повышение пенсионной планки даст максимально негативный эффект, несравнимый с ситуацией ни в одном другом регионе. Повышение пенсионного возраста не сократит, а увеличит нагрузку на медицинское обслуживание и социальные выплаты населению. В результате реформы в нашей стране, будет создана система, при которой на пенсию в большинстве будут выходить люди с серьезным набором заболеваний, особенно хронических, нуждающиеся в постоянной медицинской помощи и имеющих право не только на пенсию по старости, но и по инвалидности со всеми вытекающими льготами и надбавками. В связи с этим доля нагрузки на федеральный и региональные бюджеты усилится.

Так же увеличится безработица среди представителей старшего поколения: уже сейчас устройство на работу после 45 лет является большой проблемой, так как работодатели предпочитают персонал более молодого возраста. Поиск работы для граждан свыше 45-лет – проблема, а что можно сказать про людей старше 55 лет? В свою очередь, рост числа безработных в верхнем возрастном периоде окажет давление на рынок труда в остальных возрастах. Безработица коснется и молодого поколения, так как в нашей стране весьма редко возникают новые рабочие места или возникают в малом количестве, молодые люди чаще всего занимают высвобождающиеся вакансии (речь идет о высвобождении по причине выхода на пенсию предыдущих работников), но при вступлении в действие новых правил рабочие места станут вакантными только через несколько лет.

К тому же непонятным остается то, как Правительство собирается заставить после 60 лет работать трактористов, водителей, медицинских работников (особенно медсестер и санитарок), строителей и многих других представителей рабочих профессий – тех, кто физически и по причине многочисленных заболеваний не смогут работать по основной профессии. К тому же с возрастом снижается быстрота реакции, внимательность, стрессоустойчивость, наблюдается как минимум нарушения работы сердечно сосудистой системы – согласитесь, что опасен такой водитель, медсестра и т.д.

Ясно, что в будущей системе колоссальное количество людей не будут доживать до пенсии (сейчас до 65 лет не доживают 43% мужчин) и время нахождения на пенсии также упадет. Есть регионы, где эти показатели еще ниже, особенно в северных регионах. По некоторым оценкам реформа отдалит получение пенсий у 3,9 млн. мужчин и 9,7 млн. женщин, всего 13,7 млн. чел., экономия бюджета составит 2,3 трлн. рублей ежегодно. Что заставляет повышать так резко пенсионный возраст для женщин – на 8 лет? К тому же у женщин из трудового стажа убрали период по уходу за ребенком, что значительно снизило количество проработанных лет и в соответствии размер пенсии.

Наше государство активно призывает нас к повышению демографии, но для того, чтобы растить и воспитывать детей необходимо увеличение финансовых возможностей семьи. Это возможно только при условии, если оба родителя работают. Для того, что мама могла выйти на работу необходимо устроить детей в детские сады, мест в которых в нашей стране, к сожалению, катастрофически не хватает, вот и приходиться молодым родителям прибегать к помощи своих родителей, бабушек, дедушек. Но в случае пенсионной реформы ждать помощи с этой стороны станет не возможным, так как они либо сами еще будут работать, либо будут не в силах помочь в виду преклонного возраста. К тому же не редки случаи, когда пенсионеры выходят куда-то на подработку и этот дополнительный доход позволяет финансово поддерживать своих детей и внуков, но ввиду новых правил это так же станет не возможным, так как, согласитесь, тяжело работать, когда тебе почти 70 лет. 

Благодаря повышению пенсионного возраста, возрастет количество пожилых людей, которым по экономическим причинам недоступно качественное медобслуживание и лекарства, продукты питания и многое другое.

Процесс вывода зарплат из тени затормозится, так как у работников появится дополнительная мотивация в получении живых денег сейчас, а не пенсионных – через прибавленные реформой годы.

Подобная ситуация в итоге получится направленной против провозглашенных Президентом целей борьбы с бедностью и сбережения народа, прямо нарушит права граждан и в итоге приведет к критическому уровню падению доверия к власти.

Необходимость проведения пенсионной реформы в России вызвана несколькими проблемами:

– дефект нынешней налоговой системы, при которой какая-то часть предприятий, организаций да и просто граждан уходя от налогов, работает в тени, а вторая – что в не зависимости от уровня доходов платят 13 % как все. К тому же доходы граждан в реальном выражении несколько лет падали, число компаний сокращается за счет роста банкротства. Предпосылок для роста взносов нет. 

В большинстве стран мира граждане платят разный % налогов  в зависимости от суммы доходов, в не которых странах существует практика, при которой  у тех, чей доход ниже или в пределах определённых государством сумм вообще освобождены от уплаты налогов, в то время как часть населения с высоким уровнем доходов могут платить и 30- 40%. 

– характер сырьевой модели экономики, который вызывает демографический крах, низкие темпы экономического роста, низкие заработные платы. Государство, по сути, призналось в банкротстве, пусть и в будущем, пенсионной системы и экономики в целом, сырьевая модель неспособна обеспечить не только рабочие места и нормальные заработки, но и даже минимальную пенсию, с 2014 г. пенсионные накопления заморожены, что говорит о полном отсутствии какого-либо будущего у нашей сырьевой модели. Единственный способ избежать банкротства – отложить, либо уменьшить свои обязательства перед кредиторами, т.е. пенсионерами. Это собственно и есть истинная цель российской пенсионной реформы. Система попала в ловушку, выхода из которого нет, нужна жесткая и непопулярная реформа, но она практически неизбежно демонтирует нынешнюю систему.  

– считать, что ПФР должен себя окупать, как считают многие экономисты, пытаясь рассматривать ПФР как некий «проект», замкнутую систему, или допускать его общенациональное значение, т.е. возможности софинансирования из бюджета. Первый подход указывает лишь на некое идеальное, но практически не выполнимое требование, так как в противном случае пенсионная система была бы неустойчива. Но она должна быть обеспечена всеми ресурсами государства.

Законодательно заложено, что ПФП должен быть самоокупаемым, он финансируется в том числе из бюджета. Поэтому неявные цели нынешней реформы (фактическое устранение бюджетного софинансирования) являются нарушением пенсионного законодательства. 

С нашей точки зрения сложившуюся ситуацию в нашем государстве возможно решить другими способами чем пенсионная реформа 2018 г. Такими способами могут выступать, например:

– смена экономической модели, развитие промышленности и технологий, развитие внутренней инфраструктуры, что вызовет рост экономики, рост рождаемости и закроет проблему совсем;

– рассмотреть пенсионную реформу с ростом пенсионного возраста на срок не более 2 лет для обеих полов с возможность выхода по старым нормам при медицинских основаниях или наличия безработицы на срок свыше 6 месяцев;

– разумная оптимизация пенсионного возраста для сотрудников силовых структур, которая все равно планируется после «обычной реформы».

Мы с уважением относимся к крайней сложной работе в органах, но реформа уже планируется в следующем году и разумное поднятие пенсионного возраста в этой сфере не выглядит неразумной. 

– реальная борьба с коррупцией и не целевым использования бюджета, которое по самым скромным оценкам составляет 1,87 трлн. рублей в год.

Чувство справедливости всегда было важным для русского народа. Согласно данным опроса Фонда «Общественное мнение», 80% россиян не поддерживают повышения пенсионного возраста.  Для развития страны нужны взаимные уступки и жертвы, в том числе и правящего класса.

Манипуляция сознанием общества достигла предела: вместо того, чтобы думать о развитии, нам навязали дискуссию о пенсионной реформе, которая поглотила все информационное пространство, но которую все равно примут так, как нужно нашей партии власти. 

Не Президент, не депутаты обеспечивают пенсией вас, ваших бабушек и дедушек, а только вы сами. Мы и только мы ответственны за пенсионную систему и ее реализацию. Ваша ответственность реализовывается в виде выбора представителей власти и законопослушности. Работайте, показывайте зарплату в белую, не терпите коррупцию, ходите на выборы и голосуйте по совести.

Поделиться ссылкой: