«Мусорная реформа» в СПб
18.12.2021

С 1 января 2022 года в Санкт-Петербурге вступает в силу «мусорная реформа».
За обращение со всеми ТКО (твердыми коммунальными отходами) города будет отвечать одна компания — региональный оператор. В Петербурге эту функцию будет выполнять «Невский экологический оператор» (НЭО).

В Петербурге реформа начинается позже, чем в остальных российских регионах. До сих пор у нас не было единого регоператора, отходами города занимались конкурировавшие между собой частные компании. Управляющие компании и ТСЖ заключали отдельные договоры, как на вывоз ТКО, так и на обращение с раздельно собранными отходами и могли выбирать поставщика услуг. Благодаря конкуренции качество этих услуг росло.

С 1 января 2022 года региональный оператор получит монопольное право на обращение с ТКО. Регоператор, однако, не будет самостоятельно перевозить все городские отходы. Уже проведены конкурсы на перевозку ТКО, по результатам этих конкурсов заключены договоры с подрядчиками, которые и будут вывозить отходы. Таких подрядчиков четыре: это компании «Эко Лэнд», «Автопарк № 1 Спецтранс», «Ресурс АТЭ» и «Эковаст». Эти компании, в свою очередь, могут заключить договоры субподряда с другими исполнителями.

Плата за обращение с ТКО теперь становится коммунальной услугой. Это значит, что жители будут платить за вывоз отходов не своей УК, как делали это раньше, а региональному оператору по единому тарифу: 6,40 рубля за квадратный метр. Управляющие компании теперь не смогут выбирать поставщика услуги и договариваться о цене.

Пока не до конца ясно, как конкретно будет организована система обращения с отходами в нашем городе, насколько удастся встроить в нее уже имеющуюся инфраструктуру раздельного сбора и как раздельный сбор будет развиваться в новых условиях. Но мы можем посмотреть на то, как похожие изменения прошли в других городах.

Почти во всех регионах России имевшаяся инфраструктура раздельного сбора отходов была свернута. Это связано с конфликтом интересов: поскольку регоператоры получают оплату исходя из количества образующихся у населения смешанных отходов, они не заинтересованы в том, чтобы часть отходов собиралась раздельно.

Если регоператоры организуют свой раздельный сбор отходов, внедряется он по двухпоточной (а не многофракционной) системе.
Перевозчики отходов почти полностью поменялись, количество игроков на рынке уменьшилось. В результате многие компании вынуждены были закрыться, рынок был фактически монополизирован.

Компании, управляющие МКД, потеряли возможность выбирать поставщиков услуг по обращению с ТКО. Исчезновение конкуренции привело к падению качества услуги.

Плата за обращение с отходами сильно выросла, особенно для юридических лиц. В некоторых случаях плата для юрлиц выросла в тысячу раз.

Надеемся, что анализ опыта других регионов поможет избежать повторения ошибок.

Компания НЭО неоднократно сообщала, что будет стараться сохранить имеющуюся инфраструктуру раздельного сбора отходов и развивать именно многофракционный сбор.

 

Поделиться ссылкой: