Индивидуальные приборы учета, особенности их эксплуатации
27.04.2020

В случае истечения срока службы  необходимо проверить поверку. В России 26 июня 2008 года был принят Федеральный Закон N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», согласно которому все измерительные приборы подлежат поверке.

Поверка – это обязательная процедура, позволяющая понять: правильно ли работает прибор учета, соответствует ли он техническим требованиям. Проводится поверка Государственной метрологической службой или любой другой организацией, у которой есть специальная аккредитация.

Поверка прибора имеет принципиальное отличие от проверки. Она представляет собой комплекс действий по определению метрологических характеристик поверяемого прибора, то есть соответствие заявленному в паспорте классу точности, быстродействию и т.д., а самое главное – правильно/неправильно работает прибор учета, в то время как проверка прибора представляет собой только определение работоспособности.

Виды поверки: первичная – выполняемая на заводе-изготовителе до ввода в эксплуатацию средства измерения или после его ремонта; периодическая – поверка средств измерений, находящихся в эксплуатации или на хранении, выполняемая через установленные межповерочные интервалы времени; внеочередная – проводится, если собственник, например, потерял паспорт или прибор явно неправильно работает.

Межповерочный интервал – это интервал времени, через который необходимо произвести поверку прибора, в противном случае прибор будет считаться нерабочим, а его показания нельзя принимать для расчета. Законодательством Российской Федерации установлен перечень средств измерений, поверка которых осуществляется в установленном порядке только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии. Средства измерений, применяемые при расчете оплаты коммунальных услуг гражданами (то есть наши квартирные счетчики ГВС, ХВС, электроэнергии), входят в этот перечень. Рассмотрим поверку каждого вида счетчиков.

Поверка электросчетчиков. Для каждого вида электрического счетчика устанавливается свой определенный временной (межповерочный) интервал, в течение которого его показания признаются правильными и действительными: для механических индукционных приборов с дисками этот срок составляет не более восьми лет; для современного электронного счетчика в зависимости от модели – до 16 лет.

Периодичность поверки электросчетчиков указана в техническом паспорте на Ваш электросчетчик. Первый межповерочный интервал исчисляется с даты проведения первичной поверки при выпуске из производства, а не с момента покупки прибора. Это важно помнить, поэтому, приобретать счетчик впрок не имеет никакого смысла, а при покупке сделайте свой выбор в сторону того счетчика, который намного ближе к дате покупки. Электросчетчик – это Ваша собственность, документы на данный измерительный прибор должны храниться у Вас со всеми необходимыми отметками о проведении периодических поверок. Если Вы не можете доказать, что межповерочный интервал вашего электросчетчика еще не истек, то УК правомерно может считать данный прибор учета непригодным для использования, и Вам либо придется производить поверку, либо приобретать и устанавливать новый электросчетчик.

Согласно ГОСТу 6570-96, срок эксплуатации однофазных счетчиков электроэнергии класса точности 2,5 ограничен первым межповерочным интервалом, и с 01.10.2000 г. запрещено производить их поверку, как несоответствующим требованиям стандарта. Следовательно, электросчетчики класса точности 2,5 с истекшим сроком межповерочного интервала не поверяются, а подлежат замене.

Поверка счетчиков воды. Водяной счетчик имеет технический паспорт, в котором прописаны его технические характеристики и указан межповерочный интервал. Обязательная поверка приборов учета для горячей воды проводится через 4-5 лет, для водосчетчиков холодной воды – через 5-6 лет. Объясняется это тем, что высокие температуры оказывают большую нагрузку на счетчик воды и, соответственно, во избежание искажений в показаниях поверка счетчиков горячей воды должна проводиться чаще. Первый межповерочный интервал исчисляется с даты проведения первичной поверки при выпуске из производства. Ранее механизм тестирования водомеров был не совсем удобным, так как приходилось снимать прибор и отправлять в метрологическую лабораторию. Это создавало значительные неудобства, и во многих случаях вынуждало пользователей переплачивать. При этом стоимость такой поверки была сопоставима с покупкой и установкой нового прибора учета. В настоящее время механизм контроля упрощен, поверка счетчиков проводится без его снятия. В этом случае метролог-поверитель проводит необходимое тестирование прямо на месте установки счетчика. Стоимость такой услуги составляет 300-500 руб. за поверку одного прибора учета. При положительном результате поверки прибора учета выдается «Свидетельство о поверке» установленного образца либо делается соответствующая запись в паспорте прибора учета. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию счетчика, а также истечения срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу, начиная с даты, когда прибор вышел из строя (а если дату установить невозможно – то начиная с месяца, когда это произошло), до даты, когда был возобновлен учет работоспособным прибором учета, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем. Среднемесячный объем потребления коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.

Правила и особенности ввода счетчиков в эксплуатацию имеет ряд своих особенностей, о которых мы расскажем в следующем информационном бюллетени или Вы можете ознакомиться с ними на нашем сайте.

Поделиться ссылкой: